— И раз уж разговор зашел о прекрасных танцовщиках, давайте поговорим и о первых леди русского балета. Истомина, Павлова, Кшесинская, Уланова, Плисецкая — величайшие балерины своего времени. Одна из ваших встреч на SIRIUS DANCE DAYS будет посвящена именно им. Расскажите об этом подробнее.
— Эти имена говорят сами за себя. Не хочу спойлеров, поэтому только намекну, что мне интересно рассматривать прим не только как исторических, легендарных танцовщиц, но и как великих женщин, как интереснейших личностей: через что им пришлось пройти на пути к вершине, что они любили, какие у них были привычки, да хотя бы, например, какие блюда или цветы они предпочитали.
— История, язык, открытия, герои и направления хореографии — это огромный срез балетной хрестоматии. Но, кроме классического танца, есть еще контемп и неоклассика. В чем особенность этих направлений, и, если говорить о языке современного танца, какмы можем узнать на сцене постановки Пины Бауш, Джорджа Баланчина, Охада Нахарина и других хореографов?
— Контемп — это не просто современный танец, это целый мир, существующий по своим законам. Все эти хореографы — выдающиеся мастера, создатели собственного стиля хореографии, поставившие немало спектаклей, многие из которых стали абсолютными шедеврами.
Пина — создательница танцтеатра в Германии, особого синтетического жанра. Ее всегда интересовала сама философия танца, его природа. Пина никогда не подходила к работе без «умысла» — ее всегда интересовало, что движет людьми, во всех смыслах. Ритуальная «Весна священная» в ее трактовке, «Мазурка Фого», «Кафе Мюллер», «Мойщик окон», поставленные в разное время, — замечательные примеры ее танцтеатра.
Баланчин, напротив, стремился к совершенной красоте, переосмысливал классический танец по-новому, с позиции своего времени. Он любил Петербург, балерин на пуантах и музыку Стравинского, был невероятно продуктивным и создал огромное количество балетов. Почти все они одноактные. На то, чтобы перечислить только избранные его работы, уйдет много времени. Назову хотя бы несколько хрестоматийных: «Аполлон», «Симфония до мажор», «Кончерто барокко», «Агон».
Нахарин — актуальный мэтр, его спектакли живые, экспрессивные, экспериментальные. В их основе лежит новый танцевальный язык, придуманный самим хореографом. Этот язык он шутливо назвал вымышленным словом «гага». Гага — это не техника, это способ инстинктивных движений, чтобы лучше понять свое тело и общаться через него.
Вот, к слову, великий швед Матс Эк когда-то считался бунтарем. Его авторская «Жизель», где от первоисточника только и осталось, что музыка, а сюжетные линии изменились до неузнаваемости, в начале 80-х стала настоящей бомбой! Эк — культовая фигура, а его жесткую, смелую, интеллектуальную хореографию танцуют звезды и лучшие балетные труппы.