28 июня 2024

Балетная лексика: Светлана Захарова о новом сезоне танцевального проекта

Второй год подряд «Дни танца в “Сириусе”» проходят под художественным руководством примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой. Беседуем с ней о проекте этого года и том, как сильно изменилась программа по сравнению с прошлым сезоном. Очередной проект — совсем не про границы. Здесь крепкая хореографическая драматургия никак не спорит с современными экспериментами, а даже напротив: идеально работает на контрасте. Подробнее — в нашем интервью.
28 июня 2024

Балетная лексика: Светлана Захарова о новом сезоне танцевального проекта


Второй год подряд «Дни танца в “Сириусе”» проходят под художественным руководством примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой. Беседуем с ней о проекте этого года и том, как сильно изменилась программа по сравнению с прошлым сезоном. Очередной проект — совсем не про границы. Здесь крепкая хореографическая драматургия никак не спорит с современными экспериментами, а даже напротив: идеально работает на контрасте. Подробнее — в нашем интервью.
О концепции этого года, диалоге классики и современности

Каждый новый сезон проекта не должен быть похожим на предыдущий, поэтому, безусловно, программа изменилась. Все, что в нее собрано, отражает разные грани нашей балетной концепции: синтез классики и современности. В новом году — новые театры, новые труппы. Бесконечно рада, что приедет Мариинский театр с двумя одноактными балетами. Ставим «В ночи» на музыку Фредерика Шопена, и бессюжетный Concerto DSCH по партитуре Дмитрия Шостаковича. Обе постановки хороши и у труппы Мариинки колоссальный опыт работы с ними.

Пермский театр оперы и балета привезет постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта —живых классиков хореографии, оказавших определяющее влияние на мировой современный балет.

Впервые на сцене «Сириуса» мы поставим трехактного «Дон Кихота» — его премьера несколько лет назад стала громким событием балетного Петербурга. В нем сохранены лучшие фрагменты оригинального хореографического текста Мариуса Петипа, но при этом в нем есть и свежесть подхода к классике. «Дон Кпихот» — один из самых знаменитых спектаклей классического репертуара Театра балета имени Леонида Якобсона, выдающегося русского хореографа XX столетия.

К творчеству Якобсона — современнику Баланчина – у меня особенное отношение. Он был безгранично талантлив, упрям и несговорчив в своем видении танца. Его излюбленные миниатюры, вызывавшие в свое время головную боль у критиков, стали нашим балетным наследием. Обращаясь к хореографической миниатюре, он развивал танец, свободный от канонов. Это было очень смело для его эпохи и времени.

Я бы назвала «Дни танца в “Сириусе”» не проектом, а фестивалем. Потому что именно балетный фестиваль собирает в одном месте бесконечно обаятельных артистов с мировым именем, привозит постановки, которые редко встретишь на афишах разных городов. Только так, соединяя темпераменты, стили, направления, мы можем передать зрителю настоящую энергию балетного танца.
О новаторстве, творческой свободе и шедеврах хореографии конца ХХ века

В этом году в программу попал одноактный The Second Detail — «Вторая деталь». Никогда раньше на сцене «Сириуса» не ставился Форсайт. Даже больше скажу: сегодня увидеть его можно разве что в Пермском театре оперы и балета. Форсайт — ни много ни мало живая легенда и человек, творческая биография которого обычному определению упрямо не поддается.

Можно бесконечно говорить о том, что в его постановках особая лексика и что он настоящий художник, реформатор, который совершенствует то, что осталось нам от Петипа и Баланчина. «Вторая деталь» — попытка Форсайта взглянуть на академический балет под непривычным углом. Только он может так работать с традицией и так изящно ее «разрушать». Но я бы предпочла один раз увидеть Форсайта, чем сто раз о нем прочитать. Ни одно описание не передаст той зрелищности, которая происходит в его постановках.

Но первым пунктом современной программы будет не Форсайт, а именно Килиан. Его работы — настоящий пластический театр. Нуреев когда-то сказал о нем: «Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения». Поэтому не менее громкая и выразительная вещь, которую мы поставим на «Днях танца», это «Свадебка» Стравинского.

Говорят, что со времени появления этого балета, новых шедевров, кардинально изменивших бы ландшафт современной хореографии, так и не появилось. Не берусь утверждать наверняка, что это так. Но очень хочется согласиться. Во-первых, Килиан видит Стравинского насквозь: его интерпретация классической партитуры композитора считается одной из самых успешных в мире. Во-вторых, в «Свадебке» даже партия кордебалета по сложности не уступает солистам. Все это делает постановку яркой, живой, ритуально-магической.
О программе лекций и творческих встреч

Программе лекций проекта мне всегда хочется уделить особое внимание. В прошлом году были познавательные и бесконечно интересные встречи с преподавателем истории балета МГАХ Алексеем Исайчевым. В этом году эксперт приедет снова. В качестве спикеров приглашены мастера, чьи имена уже давно стали частью балетного медийного пространства.

Вообще жанр живых встреч нам так нравится за то, что он идеально встраивается в нашу фестивальную афишу. У нас уже утверждены творческие встречи с художественным руководителем Пермского балета Алексеем Мирошниченко, художественным руководителем театра балета имени Якобсона Андрианом Фадеевым. Им есть что рассказать: это будут не просто разговоры о том, как устроен балет. Мы хотим рассказать о самых главных вещах, благодаря которым постановка — классическая или современная — получает жизнь.

Перед стартом «Дней танца в “Сириусе”» я тоже проведу творческую встречу с нашими зрителями. Мне очень важно услышать их мнение, получить обратную связь, понять, что им нравится и что хочется увидеть на сцене Сириуса в будущем. Ведь именно исходя из вкусов, настроений, предпочтений зрителей мы формируем творческую программу проекта. Поэтому я с удовольствием отвечу на все вопросы.

Кстати, так совпало, что творческая встреча состоится перед первым концертом Мариинки, в котором я начинала свою карьеру. Это, конечно, случайность, я даже сама не сразу поняла, как так получилось. Но случайность весьма удачная, если посмотреть. Мариинский театр – место, где сформировалась отечественная оперная и балетная культура, и он мне особенно дорог. Так же, как и Большой.

Поэтому в том, что после нашей беседы зрители продолжат вечер в партере Концертного зала, наверно, даже хорошо. Потому что балетный театр, о котором мы будем очень много говорить, лучше всегда смотреть вживую. Его волшебство не передать никакими словами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ