— В одном из своих интервью вы сказали, что спектакли должны адаптироваться под современные реалии, чтобы не превращаться в музейные экспонаты, а театр — искусство, которое необходимо адаптировать под время, чтобы оно продолжало жить. Как эта работа происходит у вас в МАМТ?
— Когда я об этом говорил, я имел в виду хореографическую и драматическую составляющую нашего балетного наследия — «Лебединого озера», «Баядерки», «Эсмеральды», спектаклей драмбалета, которые были поставлены в середине ХХ века и раньше. Речь не идет о том, чтобы варварски все переделать: современные интерпретации должны оставаться в рамках классических традиций, однако в некоторых эпизодах можно себе позволить более современные приемы танцевальной техники, которая сегодня шагнула далеко вперед. Перемены неизбежны.
Например, во времена, когда многие из классических балетов ставились, никто так высоко не тянул ногу, не делал таких высоких прыжков. Перед артистами тогда стояли другие задачи и все строилось по другому принципу, хореографы работали в «пуантной» технике. Теперь же искусство кардинально изменилось: если сравнить два одинаковых спектакля — тот, что ставят сейчас, и тот, что в середине и конце ХХ века, — вы увидите два разных балета. Некоторые технические элементы того времени сейчас выглядят слишком «олдскульно». Можно было бы на это закрыть глаза, но если мы стараемся сохранить наследие, то деликатно, по чуть-чуть, необходимо что-то изменять, подкручивать. Как в старом, но очень ценном механизме.
Мы стараемся сделать так, чтобы классические спектакли сохранились, ведь эти шедевры прожили сотни лет и стали столпом русской балетной школы, они служат фундаментом, на основе которого создаются все новые балетные произведения, но чтобы их сохранить, нам нужно адаптировать их под современные реалии. Избегать гротескной наигранности, которая раньше считалась уместной в некоторых классических постановках. Если сейчас выступать так же, то мы будем выглядеть на сцене неискренними, игра превратится в буффонаду — и в конечном итоге мы потеряем доверие зрителя.
— Говорят, что удачная постановка — это всегда синтез ритма, движения и живого звучания. Если говорить о синтезе искусств в балете: подходят ли вам, как хореографу, такие эксперименты или драматургия ваших постановок совсем в другом?
— Балет по своей сущности относится к синтетическому искусству: хореографу постоянно приходится сотрудничать с профессионалами из разных сфер и совмещать в своей работе элементы разных направлений и течений. Работа над проектом — это сложный процесс: необходимо учитывать музыкальную партитуру, оформление, костюмы, световую партитуру, однако в этом и её прелесть — она дает огромную возможность для экспериментов.
Представьте: в голове возник художественный замысел — я, как хореограф и режиссер одновременно, делюсь образом и идеей с художником по костюмам. Затем мой замысел проходит еще два уровня обработки: восприятие художником и его воплощение идеи в эскизах.