29 июня 2024

Алексей Мирошниченко рассказал об уникальной программе одноактных балетов, открывших проект «Дни танца в "Сириусе

Творческая встреча с Алексеем Мирошниченко, заслуженным артистом РФ, руководителем балетной труппы Пермского театра оперы и балета, состоялась в Университете «Сириус» в рамках проекта «Дни танца в "Сириусе"». Ее темой стала уникальная программа представленных на федеральной территории одноактных балетов: их Пермский театр исполняет единственным в России.
29 июня 2024

Алексей Мирошниченко рассказал об уникальной программе одноактных балетов, открывших проект «Дни танца в "Сириусе


Творческая встреча с Алексеем Мирошниченко, заслуженным артистом РФ, руководителем балетной труппы Пермского театра оперы и балета, состоялась в Университете «Сириус» в рамках проекта «Дни танца в "Сириусе"». Ее темой стала уникальная программа представленных на федеральной территории одноактных балетов: их Пермский театр исполняет единственным в России.
По приглашению художественного руководителя фестиваля, народной артистки России, примы Большого театра Светланы Захаровой, Пермский балет представил в программе «Дней танца в "Сириусе"» два спектакля: «Свадебку» Игоря Стравинского в постановке классика современного танца, чеха Иржи Килиана, и The Second Detail на музыку Тома Виллемса в хореографии американского танцовщика Уильяма Форсайта.

Иржи Килиан и Уильям Форсайт — ключевые фигуры современной хореографии. Премьеры «Свадебки» и The Second Detail состоялись в Перми в 2012 году, став значимыми событиями для всего российского балета: творчество Форсайта было тогда представлено только в Большом и Мариинском театрах, а «Свадебка» стала третьим поставленным в России произведением Килиана. Право на исполнение он предоставил пермякам благодаря высочайшему профессионализму балетной труппы.
«Станцевать эти балеты могут только солисты с профессиональной академической подготовкой и отличной техникой. Их хореография сложна, изощренна, использует весь диапазон возможностей тела танцовщика. Иржи Килиан, чех по национальности, носитель славянской культуры, в «Свадебке» смог прочувствовать и передать через танец метафизику одного из самых главных традиционных русских обрядов. Его хореография абсолютно конгениальна музыке Стравинского, который в этом сочинении хотел подняться выше своих первых балетов – «Петрушки» и «Жар-птицы». – отметил Алексей Мирошниченко.
Гости встречи узнали о сакральной символике русского венчального обряда, отраженной в спектакле, и истории создания партитуры балета, написанного Стравинским для нестандартного состава - четырех роялей, ударных, хора и солистов.
«Создавая музыку «Свадебки» на основе подлинных русских песен, Стравинский настолько тонко уловил и передал их структуру, что эта музыка воспринимается как настоящая народная песня. Ему удивительным образом удалось передать интонацию колоколов. Колокол Стравинского – это и набат, и маленькие колокольчики, и энергия раскачки, которая так и ждет, чтобы вырваться наружу, вместе с хореографией «заводя» зрителя». – говорит главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета.
The Second Detail («Вторая деталь») Уильяма Форсайта в исполнении Пермского балета стала в масштабе страны премьерой, признанной театральным сообществом одним из самых заметных событий. По словам Алексея Мирошниченко, со «Свадебкой» их объединяет отношение к русской хореографии и русской культуре в целом. Американский хореограф Уильям Форсайт — преемник и идеологический последователь Джорджа Баланчина, выпускника Императорской театральной школы в Петербурге, носителя русской хореографической культуры, впоследствии — главного хореографа антрепризы Дягилева «Русский балет», создателя знаменитых трупп American Ballet и New York City Ballet. Форсайта называют «деконструктором» классического балета, а танцовщики становятся у него своего рода перформерами.
«Во время спектакля на сцене появляется табличка с определенным артиклем «the». В корне глагола «определять» заложено слово «предел». Но есть вещи и понятия, пределов у которых быть не может – например, Бог. Попробуйте дать ему определение. Весь спектакль напряжение нарастает. Вдруг на сцене появляется девушка – босиком, в белом хитоне, и начинает двигаться абсолютно не так, как остальные. В этой партии Форсайт дал определенные движения, но артистка может каждый раз импровизировать, исполняя ее на свое усмотрение. Я никогда не знаю, как она станцует сегодня. Символично, что в финале балета танцовщик, что выносил табличку на сцену, опрокидывает ее стопой, словно говоря: долой определенность. Мы хотим свободно и чисто танцевать», – пояснил Алексей Мирошниченко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ