02 июля 2024

Худрук Театра балета Якобсона: «Дон Кихот» один из самых знаменитых спектаклей нашего классического репертуара

Петербургский коллектив на «Дни танца» в «Сириус» пригласила Светлана Захарова. Для нового сезона проекта театр имени Якобсона привез знаменитого «Дон Кихота» – трехактный балет в постановке датского хореографа Йохана Кобборга. Спектакль такого формата здесь ставился впервые: 2 часа 30 минут оригинальной хореографии. Об особенностях постановки, которая входит в российскую и международную гастрольную программу «Золотой маски» и о том, какую роль сам театр играет в мировом культурном пространстве, рассказал художественный руководитель театра Андриан Фадеев.
02 июля 2024

Худрук Театра балета Якобсона: «Дон Кихот» один из самых знаменитых спектаклей нашего классического репертуара

Петербургский коллектив на «Дни танца» в «Сириус» пригласила Светлана Захарова. Для нового сезона проекта театр имени Якобсона привез знаменитого «Дон Кихота» – трехактный балет в постановке датского хореографа Йохана Кобборга. Спектакль такого формата здесь ставился впервые: 2 часа 30 минут оригинальной хореографии. Об особенностях постановки, которая входит в российскую и международную гастрольную программу «Золотой маски» и о том, какую роль сам театр играет в мировом культурном пространстве, рассказал художественный руководитель театра Андриан Фадеев.
«Хорошая практика, которая завелась на балетном фестивале «Дни танца в "Сириусе"» — проводить перед премьерой спектаклей творческие встречи. В случае с "Дон Кихотом", редкой по красоте постановки Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона, такие встречи неминуемы, — говорит модератор, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра, преподаватель истории балета МГАХ Алексей Исайчев. — Диалог с известным российским артистом балета, хореографом, художественным руководителем театра Андрианом Фадеевым затронет несколько тем, но в частности, это будет беседа о постановке и о личности самого Якобсона».
«Дон Кихот»: беспримесное искусство

А. Фадеев. Собственную редакцию легендарного балета на музыку Людвига Минкуса в 2017 году поставил выпускник школы Королевского датского балета, хореограф Йохан Кобборг. Виртуозный танцовщик, многократно танцевавший партию Базиля в разных версиях спектаклей на ведущих сценах.

Я бы сказал, что он обладатель даже двух сильных балетных школ: датской и английской. Потому что большую часть своей танцевальной карьеры он провел в Лондоне. У него хорошая режиссерская хватка, хорошее драматургическое видение каждой задействовано в проекте роли. В понимании Кобборга балет — это огромный механизм, где каждый «винтик» решает свою глобальную задачу.

Спектакль появился в нашей программе не стихийно и не случайно: это была премьера, посвященная 200-летию Мариуса Петипа. Постановка стала громким событием балетного Петербурга. Кобборг сохранил в ней лучшие фрагменты оригинального хореографического текста, а заодно сумел разнообразить его новыми танцевальными номерами.

* «Дон Кихот» создан на основе одного из эпизодов книги Сервантеса. Музыку написал австрийский композитор Людвиг Минкус, а впервые поставил балет в 1869 году великий балетмейстер Мариус Петипа.

Партии главных героев — влюбленных Китри и Базиля — танцевали ведущие артисты разных театров, а сам балет, яркий, солнечный, динамичный, побывал на многих ведущих театральных подмостках мира, как выдающееся наследие нашего отечественного балета.

То, что «Дон Кихот» в нашем театре идет полноценным, то есть во всех трех актах, феноменальное событие. Во-первых потому, что это один из самых знаменитых спектаклей нашего классического репертуара, а во-вторых, большая балетная форма — это всегда про сложные композиционные и хореографические решения. Спектакль технически сложен и требует от солиста особой пластичности, почти трюковых элементов. Здесь мы видим очень тяжелые мужские сольные партии, огненный испанский темперамент и почти исчезнувшее искусство пантомимы.

* «Кобборг подошел к работе как деконструктивист: разбил сюжет на кирпичики, смешал их, а затем заново собрал в безупречно сбалансированное архитектурное чудо…» (пресса о спектакле).

Держать зал вовлеченным в действие два с половиной часа, это большая работа всего коллектива — солистов, танцовщиков кордебалета, художников по костюмам, сценографов. Своей яркостью и красотой в первую очередь спектакль обязан театральному художнику Жерому Каплану, человеку, который тонко чувствует материал. Его видение сцены — это особая сценографическая эстетика.
Испания XIX века, площадь в Барселоне, пространство, в котором каждый элемент четко продуман и хорошо сочетается с музыкой и хореографией. Чего только стоят его костюмы! Это вихрь испанской культуры, страсти, аутентичности. К слову, Каплан обратился за вдохновением к гравюрам Гюстава Доре — художника, который создавал иллюстрации к ранним изданиям романов Сервантеса.

* Гюстав Доре вошел в историю искусства прежде всего как непревзойденный интерпретатор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Божественной комедии» Данте, «Дон Кихота» Сервантеса (из арт-галереи журнала «Искусство»)

Театр Якобсона в истории балета: новаторство в эпоху консерватизма

А. Фадеев. В чем же все-таки актуальность Якобсона? Выдающийся человек в истории советского балета, новатор, художник, который всегда шел против течения и в эпоху особого консервативного времени демонстрировал, на что может быть способен русский балет. Гений-одиночка. Он буквально развивал советское балетное пространство своим смелым самобытным творчеством, создавал новые пластические формы и ни за кем не шел. Сила Якобсона в том, что он умел построить глубокую сюжетную линию, связать образы с помощью танца, танцевального действия. Многие его спектакли восстановлены и идут с большим успехом.

Сегодня балетные спектакли Санкт-Петербургского академического театра Якобсона занимают в культурном поле особое место, а сам коллектив считаются сильнейшей театральной труппой в России. Поэтому могу с уверенностью сказать, что память о выдающемся Мастере в наших стенах хранится бережно. Хореографические миниатюры, которые Якобсон любил больше других балетных форм, оказались вне времени и запретов. В его балетах блистали Наталья Макарова, Алла Осипенко, Михаил Барышников, Майя Плисецкая — этот список можно продолжать еще долго.

Сам театр сохраняет якобсоновские постановки и по сей день, репертуар театра — это большое наследие хореографа: легендарный «Спартак», циклы миниатюр «Роден», «Классицизм-Романтизм», «Жанровые зарисовки», одноактный балет «Свадебный кортеж»… А недавно мы восстановили его ‘Блестящий дивертисмент’. И знаете, пластический язык Якобсона с его нюансами, с его стилем очень сложно поддается воссозданию. Но у нас получается. Вы не сможете посмотреть эти постановки ни в одном театре мира. И все, что сегодня есть в репертуаре театра — безусловные шедевры. В этом наша петербургская история. Эксклюзив, безусловно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ